Воспитание творческой личности

Рубрики: Воспитание, Воспитание и психология, Развитие и воспитание

Каждые родители хотят воспитать ребенка творческим человеком, но что для этого надо и какая личность может считаться творческой? Человека часто называют творческим, если у него развита фантазия и интуиция, присутствует полет мысли и нестандартное мышление.

Все это приводит к изобретательству и нестандартному подходу в разных сферах жизни.

Часто понятие творчества связывают с гениальностью и талантом, и с этим связано много теорий воспитания. Некоторые считают, что талант можно открыть и развить, а некоторые придерживаются мысли, что гением необходимо родиться. В этом вопросе необходимо разделять талант и гений. Таланты присутствуют у каждого человека, их можно и нужно выявлять и развивать, но гениями рождаются немногие и стать таким человеком по принуждению нельзя.

Проблема заключается в том, что многие родители не видят истинных талантов своего ребенка и сами придумывают ему увлечения. В результате ребенок идет на поводу у старших, и его истинные желания и таланты остаются скрытыми, а в результате всего это получается еще одна среднестатистическая личность.

В то же время можно быть одновременно и талантливым, и нетворческим человеком. В этом случае любимое дело спорится в руках, но придумать что-то новое и нестандартное человек не в состоянии. Таких людей считают прекрасными исполнителями, но совершить переворот в своем деле они не могут. В то же время творческие люди, не обладая особенным талантом, способны полностью перевернуть привычные вещи с ног на голову и привнести в любое дело что-то новое. Как видим, развитие творческих способностей и таланта – это совершенно разные вещи.

Зарождение творческого подхода лежит в опыте раннего возраста. Именно в детстве мы получаем первые навыки нестандартного подхода. Но для того, чтобы развить в ребенке творческое начало, необходимо измениться самим взрослым. Как часто мы ведем себя скованно и строго с малышами, запрещаем себе веселиться, одергиваем ребенка и постоянно принуждаем к соблюдению «взрослых» правил. Если поощрять творчество, то необходимо помнить, что дети видят мир по-другому, они еще не знакомы со стереотипами.

Не следует целенаправленно воспитывать в своем ребенке гения или талантливого человека, лучше исходить из его задатков и формировать разнообразный богатый внутренний мир малыша. Развивать творческие способности ребенка можно разными способами.

Рисование и лепка

Считается, что рисовать малыши могут уже после 8 месяцев, но это занятие может стать им интересным только после годика, а то и после двух. Если ребенок не интересуется рисованием, то это не означает, что он не творческая личность. Это свидетельствует только о том, что каждый ребенок уникален и неповторим.

Для того, чтобы малыш проявил свои способности в рисовании и лепке необходимо предоставить ему все необходимое:

  • листы разного формата,
  • карандаши или мелки,
  • глину,
  • пластилин,
  • соленое тесто,
  • камушки,
  • крупы и макароны.

Список материалов может быть самым разнообразным и порой дети находят самые неожиданные подходы к изобразительному творчеству. Поначалу малыш будет изучать предоставленные ему материалы – он попробует их на ощупь, на вкус, повозит ими по бумаге. Ребенок с удивлением увидит изменения формы и цвета и вскоре поймет, что именно он является причиной этих изменений. В этом процессе важно соблюдать баланс между самостоятельным изучением ребенком процесса рисования и лепки и обучением, которое призвано помочь ему раскрыть свои спосбности.

Игры в жизни ребенка

Игры в детстве занимают большую часть времени детей. Именно таким способом они познают окружающий мир. Многие родители отмечают, что часто малыши используют для игр не специально купленные игрушки, пусть даже самые яркие и дорогие, но в основном другие предметы – различные крышечки и палочки, ключи и кошельки, мамину косметику и папин мобильный телефон.

  • Ребенок может использовать для своих игр любой предмет, находящийся в зон досягаемости, и как ни странно это звучит, чем меньше у него игрушек, тем больше развивается его воображение.

В связи с эти следует избегать игрушек, которые не оставляют ребенку простора для фантазии – например, мозаик и конструкторов, где необходимо складывать фигурки и узоры по образцу или книжек –раскрасок, в которых уже представлены раскрашенные картинки для примера.

Конечно же, малышу надо помогать в освоении новых игр, но если он делает что-то по-своему, не стоит говорить, что это «не правильно», это слово вообще неприменимо в процессе развития творческого начала в ребенке.

Очень полезно делать игрушки вместе с ребенком, часто сшитая совместно с малышом кукла будет намного интереснее ему, чем самая красивая покупная. Можно также проводить совместные игры, где родители и ребенок будут вместе придумывать сюжет и героев, а потом изображать их. Любая домашняя работа может стать отличным подспорьем для игры, а любой предмет может превратиться в сказочного героя.

Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству. Надо давать ребенку возможность не выучить что-либо, а придумать самому, не следовать уже придуманным правилам, а создать свои. С возрастом ребенок еще поймет, что окружающий мир полон правил и стереотипов, но сейчас ему надо развить свои творческие способности и родители должны всячески способствовать этому.