Роль сказок в воспитании детей

Рубрики: Воспитание, Воспитание и психология, Развитие и воспитание

роль сказок в воспитании детейРоль сказок в воспитании детей трудно переоценить. Их нашептывает мама малышу на ушко во время засыпания, с помощью сказочных героев дети познают мир и учатся чему-то новому.

Ребенок с самого рождения окружен колыбельными, присказками и прибаутками. Именно с них и начинается воспитание сказкой. Прибаутки – своего рода мостик, который ведет от первых напевов и колыбельных к полноценным сказкам. Они чем-то напоминают маленькие сказочки, также ритмичны, мелодичны и чаще всего познавательны. Это лучший вариант повествования для самых маленьких. И уже к двум годам, благодаря такой интересной подготовке, ребенок начинается интересоваться настоящими сказками.

Сказки для малышей

Самые первые сказки, которые читают малышам, построены на повторах.Прекрасные примеры – знакомые каждому «Репка» и «Теремок». Именно такая структура помогает маленькому ребенку разобраться в новом для него сказочном мире.

Детские психологи говорят о том, что малышам для наилучшего восприятия сюжетов сказок нужно иметь не только словесное описание, само сказание, но и наглядное изображение. Зрительное восприятие сюжета помогает ребенку следить за происходящим в истории. Для этого подходят и хорошие иллюстрированные детские книжки, и кукольные представления, которые родители могут разыграть дома. Важно, чтобы нарисованные и кукольные персонажи были похожи на свои реальные прообразы.

Итак, вот какими должны быть первые сказки для малышей:

  • Короткие (внимание маленьких деток можно удержать в течение 5 минут, а потом они начинают отвлекаться и оглядываться по сторонам).24
  • С простыми действиями героев (например, покатился Колобок, поскакал Зайка-Пострыбайка и т.д.)
  • сказки для малышейДобрые (даже та же «Красная Шапочка» вряд ли подойдет малышу, поскольку распороть живот волку, чтобы достать внучку и бабушку — это не для раннего возраста)
  • С понятными героями (например, «Курочка Ряба» или «Теремок», где все персонажи знакомы и понятны), а вот разнообразные фантастичские существа непонятного вида не должны присутствовать в сказках.
  • С четкими красочными картинками (при этом изображения должны быть крупными, отчетливыми, максимально достоверными и на странице не должно быть слишком много пестрых деталей, отвлекающих от основного персонажа).

Как видим, выбрать подходящую сказу для своего чада не так и просто, но обычно много книг и не понадобится, вполне можно обойтись десятком сказок. А для облегчения поиска приводим список сказок для малышей возрастом от 1,5-2 до 3-4 лет:

  1. Колобок
  2. Теремок
  3. Курочка-Ряба
  4. Репка.
  5. Русские народные потешки
  6. Владимир Сутеев. Цыпленок и утенок
  7. Корней Чуковский. Цыпленок
  8. Стихи Агнии Барто для малышей (Таня. Бычок. Зайка. Мишка. Козленок. Лошадка. Слон. Мячик. Грузовик. И другие.)

Сказки для дошкольников

С возрастом ребенка потребность в наглядности пропадает, на первый план выходят способность понимать и переживать действие сказки. Ребенок всё больше внимания уделяет именно словам.

Чаще всего детям трех-четырех лет очень нравятся сказки, в которых герои связаны взаимовыручкой, в них говорится о восстановлении справедливости («Зайкина избушка», «Кот и петушок»), победой правды над обменом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят» и др.), об опасности зазнайства и хвастовства («Заяц-хваста», «Легкий хлеб» и др.).

Детям постарше крайне важно сопереживать героям и героиням, а также испытаниям, которые выпадают на их долю.

Ниже приведем сказки, которые придутся по душе детям возрастом от 2,5-3 до 6-7 лет:

  1. Народные сказки о животных (Лиса и журавль, Заюшкина избушка, Мужик и медведь, Лиса и кувшин, Волк и семеро козлят, Лисичка со скалочкой и другие).
  2. Самуил Маршак. Переводы детских английских песенок: Гвоздь и подкова. Шалтай-Болтай. Котята. Перчатки. Кораблик. Три мудреца. Король Пинин. В гостях у королевы. Три зверолова. Дом, который построил Джек. И другие.
  3. сказки для дошкольниковСамуил Маршак. Вот какой рассеянный. Урок вежливости. Где обедал, воробей? Багаж. Про все на свете. Усатый-полосатый. И другие.
  4. Корней Чуковский. Мойдодыр. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу). Федорино горе. Телефон. Муха-Цокотуха. Айболит и воробей. Айболит. Путаница.
  5. Агния Барто. Мы с Тамарой. Я расту. Медвежонок-невежа. Любочка. Фонарик. Любитель-рыболов. И другие стихи.
  6. Михаил Зощенко. Показательный ребенок (рассказы). Умные животные (рассказы).
  7. Владимир Сутеев. Дядя Миша. Яблоко. Кот-рыболов. Елка. Разные колеса. Мешок яблок. Капризная кошка. Палочка-выручалочка. Под грибом.
  8. Альф Прейсен. Веселый Новый год. Про козленка, который умел считать до десяти.
  9. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
  10. Сергей Михалков. Басни: Друзья в походе. Услужливый заяц. Кто кого? Стихи: Фома. А что у вас? Мой щенок. Рисунок. Песенка друзей. И другие стихи.
  11. Виталий Бианки. Чей нос лучше. Кто чем поет? Как муравьишка домой спешил. Лесные домишки. Сова. Первая охота. И другие рассказы.

Чему учат сказки?

Главные герои волшебных сказок обладают целым набором замечательных качеств. Сопереживая таким героям, ребенок постепенно постигает основы нравственности, ценности и духовные традиции своего народа. Интересно, что в русских сказках месть чаще всего не играет роль причины, вдохновляющей героев народных сказок на героические подвиги, чего не скажешь о персонажах массовой культуры. Именно способность сострадать дает даже обычному человеку невероятную силу, с которой он уже – настоящий герой, способный победить даже в неравной схватке.

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.»

В. А. Сухомлинский

Истории о героях и волшебниках могут дать ответ на жажду подвига, которая рано или поздно зарождает в душе каждого ребенка. Основываясь на услышанных сказках, ребенок затем сможет и сам придумывать сюжеты и разыгрывать их с помощью кукол и игрушек.

Сказки — это волшебный мир, с помощью которого можно не только успокоить или развлечь ребенка, но и научить его чему-то важному и настоящему.