Музыкальное воспитание

Рубрики: Воспитание, Воспитание и психология, Развитие и воспитание

Ребенок – это личность, поэтому к каждому нужен особый подход во всем, в том числе и в музыкальном воспитании. Нельзя сказать, какая из педагогических систем лучше, а какая — хуже, всё слишком индивидуально.

Вообще плохих систем обучения и воспитания не бывает, ведь если система не удалась – она просто не пройдёт испытание временем. В этом плане вернее говорить о том, что некоторая система больше подходит одним детям, чем другим. Пока ещё никто не придумал универсальную, подходящую всем и каждому систему. В семье папы и мамы могут, зная индивидуальные особенности своего ребенка, применять те или иные принципы и подходы. Существует целый ряд проверенных временем систем, которые можно применить при музыкальном воспитании собственных детей.

Система Карла Орфа

Карл Орф, немецкий композитор предложил систему музыкального воспитания, которая подходит для всех детей, а не только на избранных, одаренных или имеющих специальную музыкальную подготовку. В её основе – развитие творческой и фантазийной нотки в каждом ребенке, в простом музицировании. Играть предлагается на самых примитивных, чаще всего на ударных, шумовых инструментах. Важно также движение ребенка под музыку. Полезно будет, например, разыгрывать с ребенком сказки и знакомые детские песни. По сути, воспитание происходит в процессе игры, это дети любят и всегда делают с удовольствием. Можно совмещаться игру на инструментах (барабанах, бубне, ложках, металлофоне и др.) и «звучащие жесты» — хлопки в ладоши, топанье ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и т.д. Так первые опыты музицирования превратятся в развлечение, увлекательное действо, одновременно формируя творческую фантазию, прививая любовь к пению, чувство ритма.

Система Марии Монтессори

Мария Монтессори стала первой в Италии женщиной-врачом. Она долгие годы руководила детским садом для детей с ограниченными возможностями, научилась чутко чувствовать психологию детей и установила, что музыка – необходимая и очень важная составляющая воспитания.

Главное в её системе – интерес детей и возможность свободного выбора. В своем детском саду Мария применила систему воспитания Карла Орфа, но внесла туда и некоторые свои, абсолютно уникальные черты. Важная задача родителей, по мнению Монтессори, это создание развивающего пространства для ребенка. Нужно, чтобы всё, что может понадобиться, было под рукой, а ребенок уже сам сделает свой выбор. Например, инструменты, которые рекомендует Орф, можно положить перед ребенком, а он уже выберет тот, что понравится ему больше всего и именно тогда, когда посчитает нужным.

Мария была глубоко верующим человеком, поэтому говорила, что дети очень точно выражают замысел Бога, поэтому сами могут найти то, что им нужно, а родители могут быть скорее наблюдателями в выборе пути.

Система Золтана Кодаи

Венгерский композитор Золтана Кодаи большое значение придавал музыкальному воспитанию детей. Основные положения его системы:

  • Не бывает немузыкальных детей. Есть немузыкальные взрослые, в детстве их музыкальность не заметили, забыли, не развили. Кодаи считал, что занятия музыкой в школе должны быть ежедневными, и уделять им нужно больше всего времени. В Венгрии он основал первую подобную школу.
  • В музыкальном образовании важно пение и запись мелодии на слух. Именно этим навыкам и учили в той венгерской школе. Голос – лучший и наиболее доступный инструмент, как говорил Кодаи. Поэтому всегда на первое место он ставил пение, а не игру на инструментах.
  • Воспитание будет неполным без музыкальной составляющей. Хороший музыкальный слух нужно воспитывать в каждом человеке, это задача не только семьи, но и общества, государства.
  • Для начала воспитаний Кодаи рекомендует родителям и воспитателям учить детей хлопать и ходить в ритме песни. По мнению Кодаи, музыкального человека отличают отличный музыкальный слух, развитый интеллект, острые чувства и развитые руки.

Вальдорфская система

Вальдорфская система возникла в начале 20 века под руководством талантливого педагога Рудольфа Штайнера и с тех пор постоянно вызывает массу споров. С одной стороны, считается, что такая система держит детей в слишком мягких, оранжерейных условиях. И для них будет большим ударом вступление в реальную жизнь. С другой стороны, многие уверены в том, что именно так, без насилия над личностью ребенка можно вырастить свободного, гармонично развитого человека.

Эмоциональное воспитание впереди интеллектуального
В раннем развитии ребенка очень важна музыка, она говорит не словами и длинными лекциями, а выражается на языке эмоций. В детских садах и школах, работающих по вальдорфской системе, много поют и двигаются под музыку, а учителя играют на музыкальных инструментах. Ребенку предоставляется свободный выбор инструментов для игры.

Никаких оценок и экзаменов
У многих детей оценки, контрольные и экзамены вызывают отрицательное отношение к обучению, отбивают любое желание учиться, развиваться, узнавать новое. Это относится и к музыкальному воспитанию. В вальдорфских школах нет оценок, туда все дети идут с удовольствием.

Движение в ритме музыки
Одна из находок Штайнера – движение детей под музыку, причем музыку самую разную, не обязательно даже танцевальную. Таким движениям дети учатся сами, придумывают их, самостоятельно подбирая движения под ритм и характер музыки.

Метод Шиничи Судзуки

Удивительная методика преподавания доктора Судзуки может считаться проверенной, с вполне наглядным результатом. Доктор Шиничи Судзуки начинал обучать детей играть на скрипке с двухлетнего возраста. Его ансамбли, состоящие из пятилетних скрипачей, исполняющих произведения Вивальди и Моцарта, потрясли мир.
Пока больше никому не удалось повторить результат великого педагога. Однако основные положения его методики известны и доступны:

  • Все дети от рождения музыкальны
  • Все без исключения дети музыкальны, считал японский доктор. Важно разглядеть и вывести на свет эти способности
  • Любовь к детям – это путь к успеху
  • Нельзя добиться успеха без любви к детям. Иногда нужно быть строгим или требовательным учителем, но всегда нужно любить своего ученика. Нужно любить искренне, притворяться в этом деле бесполезно. Дети очень тонко чувствуют обман и фальшь
  • Родители – главные учителя. Ведь никто не любит ребенка больше, чем его родители. Главные учителя или основные помощники учителя – именно родители. В случае Судзуки родители приходили на занятия, занимались с детьми дома, а иногда и сами учились играть на скрипке