Как научить ребенка играть

Рубрики: Воспитание и психология

Как ребенок узнает мир вокруг себя? Конечно, через игру и общение. Многие родители уверены, что их дети появляются на свет уже с умением играть. Психологи же считают, что ребенка необходимо учить игре. Так чье же все-таки мнение правильное, а чье ошибочное?

Играя, ребенок изучает не только мир, но и самого себя. Он создает и строит собственные ситуации, анализирует их, с каждым днем открывая для себя что-то новое в устройстве окружающего мира. Родителям следует помогать ребенку в этом и разнообразить мир крохи действительно полезными игрушками, которые будут положительно влиять на его развитие. Кроме того, задача родителей – стать для своего карапуза поддержкой и внимательным партнером по игре. Это позволит маме, папе или им обоим ближе узнать свое чадо, а правильно смоделировав конкретную игровую ситуацию, они возможно помогут малышу справиться с конкретными страхами и переживаниями.

В возрасте 1 года детишки еще не могут правильно объяснить, чего они хотят. Они просто тянут родителей к понравившимся игрушкам. В старшем возрасте дети все чаще просят поиграть с ними, а в случае отказа, обижаются. Но есть и такие малыши, которые прекрасно обходятся в своих играх без партнера и предпочитают играть наедине с самим собой. И это может быть совершенно любой ребенок, но только если родители научат его этому.

Чем игра привлекает ребенка?

Давайте разберемся, чем же игра так привлекает ребенка. Это настолько увлекательно? Или малыш еще просто не умеет ничего другого?Но правда, скорее, заключается в том, что детишки, наблюдая за родителями или другими взрослыми, пытаются во всем походить на них. Ребятишки тоже хотят быть отважными, самодостаточными, независимыми, проще говоря, взрослыми. Ведь в глубине души малыш себя таким и видит. С помощью игры кроха выражает себя, моделируя ситуации, обыгрывая определенные сюжеты. В игре ребенок может стать тем, кем захочет: чародеем, бесстрашным героем, спасателем, солдатом. Ребенок сам хозяин своего маленького мира, который постепенно им же и совершенствуется. Возможно, такой мир далек от настоящего, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить, что все скопировано из реальной жизни. Ребенок всего лишь вносит в свою игру дополнительные элементы фантастики.

А стоит ли игра свеч?

Многие родители зачастую слишком заняты, чтобы уделять ребенку достаточно много времени. И ситуация, когда малыш безуспешно пытается втянуть маму или папу в игру – далеко не редкость. В комнате достаточно игрушек, кукол, солдатиков и прочих средств развлечения, но ребенок еще не умеет играть один, как бы взрослым этого не хотелось.
Конечно, если у малыша есть сестра или брат, особенно если они будут старше крохи, они смогут стать примером для подражания, покажут, как можно играть в одиночестве. Но что же делать родителям, если они воспитывают только одного карапуза?
Конечно, многие матери и отцы могут воспротивиться, потому что их самих играть не учили. Но ведь раньше чуть ли не под каждым окном была детская площадка, где их ждала встреча с друзьями. Можно было целые дни проводить на улице и с товарищами, и в одиночку и ничего не бояться. Да, времена, когда во дворе было полно ребятни, прошли. В наше время гарантировать ребенку безопасность сложно. Кто же заинтересует ребенка игрой? Пусть решением возникшей проблемы займутся непосредственно сами родители, ну или кто-то один.«Как?» — удивленно спросите вы. Здесь все не так уж и сложно, главное захотеть.

Какие навыки ребенок приобретает, играя?

Помните, игра позволяет ребенку приобрести необходимые навыки для жизни, а умение играть не менее важно, чем знание языков или быстрое чтение. Каким же особенно важным навыкам может научиться ребенок, играя?

  • Умение общаться
    Пес пришел в гости к своему другу – еноту. «Привет, енот! Какая красивая у тебя шляпа!» — «Привет, друг! Спасибо! Заходи, я угощу тебя горячим шоколадом и кусочком вкуснейшего пирога!»
  • Победа над своими страхами
    В игре ребенок не побоится изобразить то, что его пугает. Он может попробовать сделать что-то, что у него не получается в реальной жизни, ведь кроха находится в безопасности. «Медвежонок не умел плавать, но вот он научился и теперь переплывает озеро». Помимо этого, малыш еще и может попытаться высвободиться от негативных эмоций, например вместо того, чтобы накричать на тетю, он накричит на злого бандита.
  • Понимание социальных взаимоотношений
    Котенок порезал лапку, и мама-кошка, беспокоясь о своем малыше, везет его к доктору. Осмотрев котенка, врач выписывает маме-кошке рецепт, и она отправляется за лекарствами для сынишки.
  • Развитие воображения
    Обычная палка становится шпагой, пенал – кораблем, а ковер – пустыней. Малыш втягивается в игру, придумывает все новые сюжеты и ситуации. Одних и тех же героев каждый день ожидают самые разные опасные или веселые приключения.
  • Знакомство с понятием «сотрудничество»
    В процессе игры малыш понимает, что вдвоем или втроем справиться с трудностями проще. Например, лось и белка сообща смогли подняться на гору.

Научить малыша играть – просто

Любой ребенок может научиться играть. И научить его этому важному умению не так уж и трудно. Ведь игра позволит маленькому человечку лучше понять себя, узнать окружающий мир и поможет овладеть необходимыми и нужными навыками.

Вам сложно и непривычно ощущать себя ребенком и подражать детскому поведению? Но вас ведь только двое! Тогда кого смущаться? Поверьте, наедине с собственным любимым ребенком вам будет, чем заняться. А если ничего интересного придумать не получается, всегда можно обратиться за помощью к книгам и мультфильмам.

  1. Во-первых, можно начать с разыгрывания знакомых сюжетов, например, извсем известных сказок. Предположим, малыш – колобок, а вы — и лиса, и волк. Колобок катится из комнаты на кухню, из кухни в ванную, по дороге встречая персонажей сказки.
    Конечно, поначалу всех персонажей придется играть вам, а ребенок будет лишь внимательно наблюдать за родителем. Но не думайте, он все подмечает! Постепенно малыш втянется и сам начнет придумывать повороты сюжета, реплики и образы героев.
  2. . Во-вторых, предоставьте крохе свободу творчества! Это позволит ребенку поверить в себя и быть более уверенным. И если даже вы услышите от малыша, что Красная шапочка побила волка, значит, так тому и быть, ничего не меняйте.
  3. В-третьих, дайте крохе возможность быть хозяином в своем мире – это сделает его самостоятельным. Пусть, например, пес поколотит лису. Не обвиняйте ребенка в жестокости, возможно, позже вы узнаете, что на детской площадке у него отняли конфеты. Лиса не просто так понесла наказание – это обидчик со двора получил по заслугам.

Почувствовав, что игра позволяет ему воздействовать на окружающий мир и дает новые возможности, ребенок скоро научится играть один. Родителям можно будет спокойно оставлять его одного, зная, что малыш найдет, чем себя развлечь. А это даст возможность заниматься своими делами.