Гиперактивный ребенок

Рубрики: Воспитание, Воспитание и психология, Развитие и воспитание

Кажется, в последнее время стало модным всех возбужденных, энергичных детей относить к категории гиперактивных. Это неправильно. Если сил и энергии у ребенка столько, что справиться с ним становится практически невозможно – это ещё не означает, что он гиперактивен.

Детям скучно просто сидеть за столом, слушать неспешную беседу взрослых, и это нормально.

У каждого ребенка временами случаются минуты ярости и гнева. Иногда бывает сложно уложить неугомонное чадо в кровать или объяснить, что в магазине не всё можно трогать руками и не на всё разрешают залезть. Если малыш ведет себя как заводной, это нельзя считать признаком гиперактивности. Вдруг так сложилась ситуация или такое поведение временно? Здесь и лежит главное отличие живого, активного ребенка от гиперактивного.

Главная отличительная черта гиперактивного ребенка – одинаковое поведение во всех жизненных ситуациях – и дома, и в гостях, и на приеме у врача, и в парке, и в детском саду. Он беспричинно и бесцельно бегает, двигается, не задерживая при этом ни на чем конкретном своё внимание. И уговаривать его абсолютно бесполезно. Именно это и отличает его от живых и даже избалованных детей. Их всегда можно как-нибудь уговорить, подкупить или, в крайнем случае, наказать. С гиперактивными детьми такой номер не пройдёт – у них просто не работает механизм самоконтроля. Для начала их нужно немного подлечить.

Существует три основных критерия, позволяющих определить у ребенка синдром дефицина внимания с гиперактивностью. Это невнимательность, импульсивность и гиперактивность.

Невнимательность

Невнимательность означает, что ребенок:

  • не может удерживать внимание на деталях, допускает ошибки при выполнении практически любых заданий в школе или детском саду,
  • никак не может выслушать обращенную к нему речь, как будто игнорирует слова и замечания взрослых,
  • никогда не доводит работу или любое дело до конца,
  • не может организовать свои дела, при этом не важно – идет ли речь о постройке домика из кубиков или написании сочинения в школе,
  • старательно избегает любых заданий, требующих длительного напряжения умственных способностей,
  • теряет свои вещи и постоянно всё забывают,
  • легко отвлекается на многочисленные внешние стимулы.

Диагноз невнимательность уверенно можно поставить ребенку, у которого наблюдается сразу 6 признаков невнимательности, притом, что они сохраняются не менее 6 месяцев и наблюдаются постоянно.

Гиперактивность

Диагноз гиперактивность подразумевает под собой следующие признаки:

  • суетливость, невозможность сидеть спокойно. Такие дети беспричинно оборачиваются, машут руками, качаются на стуле,
  • невозможность усидеть на месте. Ребенок постоянно вскакивает без разрешения, может ходить по классу во время уроки и т.д.,
  • чаще всего все эти движения не имеют никакой конкретной цели или задачи. Гиперактивный ребенок делает это всё просто так: бегает, прыгает, лезет куда-то,
  • гиперактивные дети также часто бывают чрезмерно разговорчивы.

Причины гиперактивности

Существует множество объяснений возникновения гиперактивности. Последние исследования показывают, что число таких чрезмерно активных детей увеличивается с каждым годом. Неудивительно, что сейчас большое число научных работ посвящено именно теме гиперактивности у детей. Среди главных причин гиперактивности выделяют:

  1. генетические причины, т.е. наследственную предрасположенность,
  2. биологические причины, т.е. повреждения головного мозга в процессе беременности, родовые травмы и др.,
  3. социально-психологические причины, учитывающие обстановку в семье, условия жизни, особенности воспитания.

Как вести себя с гиперактивным ребенком

Чтобы определить наиболее вероятную причину гиперактивности, необходимо проконсультироваться со специалистами. Врач-невропатолог может назначить подходящий курс лекарств, массаж, соблюдение особого режима – всем этим наставлениям необходимо четко следовать.
Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые (педагоги, воспитатели) знали о его проблемах и учитывали его особенности, индивидуально дозировали нагрузку.

Дома рекомендуется по возможности убрать подальше от малыша опасные предметы: ножи, стеклянную посуду, таблетки, стиральный порошок и др.
Ребенка должна окружать спокойная обстановка, любые проблемы или разногласия в семье только ухудшать состояние малыша. Очень важно, чтобы оба родителя вели одну и ту же воспитательную линию, а их действия были согласованы.

Общение с ребенком должно быть спокойным и мягким, ведь его очень легко зарядить своими эмоциями, и положительными, и отрицательными. Нет смысла постоянно делать ребенку замечания, лучше всего отвлечь его на что-нибудь. Не стоит запрещать всё, все запреты должны быть в первую очередь адекватны возрасту и понятны ребенку. За то, что ребенок чем-то делает и у него это получается, обязательно нужно его похвалить. Однако не стоит быть слишком эмоциональным, чтобы не перевозбудить малыша.

Не стоит торопиться с оформлением гиперактивного ребенка в детский сад.

В случае конфликта с участием ребенка следует решить проблему в самом начале, пока эта ситуация не вызвала бурную, взрывную реакцию ребенка.

Ребенок с синдромом гиперактивности – это непростой, часто очень чувствительный малыш, он остро реагирует на любые обращенные к нему замечания, запреты и поучения. Ему даже может казаться, что родители его совсем не любят, поэтому он особенно нуждается в любви и понимании. И любить ребенка нужно не только за прилежное поведение, но в первую очередь за то, что он просто есть!