Адаптация первоклассников

Рубрики: Психология

Вы приобрели для ребенка школьную одежду, новый портфель, большой букет цветов и с ностальгией посетили школьную линейку? Не торопитесь расслабляться, это только начало: ребенку, да и его родителям, придется привыкнуть к школьному графику, новым требованиям,

звонкам, незнакомым правилам, а иногда и к преподавательским «перегибам» и пакостям одноклассников. Особенно трудно привыкнуть к школе тем детям, которые не посещали детский сад, а воспитывались в домашней обстановке.

У таких детей нет привычки просыпаться утром в установленное время. Малыши не хотят есть столовую еду и не приучены к тому, что за собой нужно убирать. Они не умеют начинать общение с незнакомыми детьми и не играют в общие игры. Такие дети не воспринимают никаких взрослых кроме родителей и не понимают, что надо слушать кого-то кроме папы или мамы.

По мнению специалистов, около 60% школьников испытывают трудности с адаптацией в школьном коллективе. У многих детей есть проблемы и с общением, и с внутришкольной дисциплиной.

А привык ли ребенок?

Как узнать адаптировался ребенок к новым условиям или нет? Если адаптация успешна, то, по мнению психологов, родители поймут это в течение полугодия, наблюдая у своего чада высокую успеваемость, хорошее самочувствие и повышенную работоспособность.

Если же ребенок из-за своих психологических особенностей не смог приспособиться к новым требованиям, то он:

  • не может просидеть спокойно в течение урока, часто отвлекается;
  • на уроке о чем-то мечтает и не может рассказать материал, который только что рассказывал учитель;
  • не записывает домашние задания;
  • периодически приносит в школу игрушки и играет с ними на уроках;
  • с ровесниками общается напряженно, боится знакомиться, не может попросить принять его в игру;
  • даже если он подготовлен к уроку, то из-за стеснительности не может уверенно рассказать стихотворение, часто запинается, читая вслух;
  • боится наступления перемены и ведет себя напряженно.

Не нужно переживать, если за первую четверть ребёнок так и не смог адаптироваться к жизни в школе. Психологи утверждают: привыкание к школе у первоклассников может продолжаться от двух недель до целого года.

Группы адаптации

По форме адаптацию детей к школе специалисты условно разделяют на три группы: легкую, среднюю и тяжелую форму привыкания.

  1. Легкая форма
    Такие дети привыкают в течение первых месяцев, быстро адаптируются в школе:
     успевают разведать все потайные места;
     знают, где находится буфет в столовой;
     раньше остальных находят ларек со сладостями и т.п.;
     почти всегда находятся в хорошем расположении духа;
     легко заводят друзей;
     выполняют все требования преподавателей;
     ведут себя хорошо.
  2. Средняя форма
    В этом случае адаптация растягивается на срок более полу года:
     ребенок напряженно общается с преподавателем;
     отказывается подчиняться школьным порядкам;
     имеет трудности с учебой;
     плохо вписывается в детский коллектив.
  3. Тяжелая форма
    Этим детям привыкание дается тяжелее всего:
     они не могут усвоить школьную программу;
     их постоянно переполняют отрицательные эмоции;
     на этих детей постоянно идут жалобы от учителей и родителей.

Привыкание к школе

Три основные проблемы, которые могут появиться у малыша во время привыкания к школе

1. Ребенку трудно общаться с ровесниками
Подобная проблема в общении чаще всего встречается среди детей, которые не ходили в детский сад. Малыши, прошедшие воспитание в дошкольном учреждении, умеют работать в коллективе и понимают, что учитель это тот же воспитатель, то есть он вправе требовать послушания и наказывать за плохое поведение. Ребенок, который раньше встречался со сверстниками очень редко, довольно тяжело находит общий язык с незнакомыми детьми. Он не знает как стать частью коллектива, не понимает «закона стаи», стесняется начать знакомство с новыми людьми. А ведь в школе очень важно встретить друга, того человека с которым можно поговорить на любую тему, поменяться книжками и игрушками или вместе сделать домашнее задание.

Чтобы родитель смог помочь своему чаду привыкнуть к новым изменениям, он должен объяснить ребенку простейшие нормы поведения:

  • a) нельзя толкаться с ровесниками и отбирать у них какие-либо вещи силой;
  • b) нужно вежливо отвечать на заданный малышу вопрос;
  • c) следует делиться ручками, ластиками и другими вещами;
  • d) стоит принимать во внимание мнения коллектива;
  • e) необходимо внимательно слушать все, что говорит преподаватель.

Объяснить малышу эти правила общения проще всего с помощью игр и сказок.

2. Не хочу учиться!
Отсутствие заинтересованности в учебе является не менее серьезной проблемой практически каждого «домашнего» крохи. Дети, посещавшие детский сад, в течение 2-3-х лет готовились к школе, поэтому они знают, что в школу идут учиться, открывать для себя что-то новое. Ребенок же росший дома в первую очередь идет в учебное заведение, чтобы общаться. Попадая в большой коллектив, такие дети хотят подружиться со всеми детьми сразу. Но общаясь с ровесниками редко, ребенку очень сложно знакомиться. Получается, что вместо учебы ребенок тратит все силы на знакомства и поиск друзей. В итоге это приводит к плохим оценкам, крикам учителей и наказаниям от родителей. Пережить такое эмоциональное напряжение первокласснику очень сложно. В данной ситуации, обсуждая с ребенком школу, необходимо больше всего внимания заострять на самом учебном процессе. Можно поделиться своим жизненным опытом, рассказать об экспериментах на уроках физики или химии, объяснить какие предметы стоит усиленно изучать.

3. Страх перед классным руководителем
Такая проблема как боязнь своей учительницы не редко встречается у первоклассников. Дети, побывавшие в детском саду, первоначально относятся к учителю с небольшой настороженностью. Но всё равно детсадовец понимает, что преподаватель это аналог воспитателя и его нужно слушаться.
Для воспитывавшегося дома ребенка авторитетом всегда были только родители. В связи с этим как правильно реагировать на незнакомого человека он не знает. Пока учительница улыбается, беря в руки букеты, она ребенку нравится. Если она начинает делать замечания, строго обращаться с маленькими учениками, то это вызывает у первоклассника тревогу и страх.

Чтобы успокоить ребенка, ему нужно объяснить, что если учительница не будет строгой, то ученики не будут выполнять её требования, будут шуметь, и в результате ничему не научатся. Важно донести до малыша следующее: в школе учитель — самый главный человек для ребенка, его необходимо слушаться и выполнять все его просьбы и зад